logo

Дыхательная гимнастика

В условиях дошкольного учебного заведения детей надо учить правильно дышать, правильно двигаться, правильно пить, есть, оберегать себя, правильно расслабляться, правильно думать. Значительное место в оздоровительной и восстановительной работе должны занимать дыхательные упражнения. Кроме того, нужно планировать и проводить курсы дыхательной гимнастики для детей, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья.

Цель дыхательной гимнастики:

- научить детей правильно дышать носом;

- влиять положительно на нервную систему, на процессы обмена веществ, кровоснабжение легких; улучшать дренажную функцию легких, бронхов;

- корректировать деформации позвоночника и грудной клетки, развивающиеся вследствие частых заболеваний ребенка;

- повышать общий тонус организма;

- увеличить объем легких и восстановить полноценное внешнее дыхание.

Во время выполнения дыхательных упражнений, нужно обязательно дышать носом, а выдыхать ртом, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, которые обеспечивают глубокий выдох. Это позволит не только быстро ликвидировать Кислородный голод, который образуется вследствие интенсивной работы, но и закалять организм.

Во время проведения занятий на воздухе необходимо целенаправленно учить детей правильному дыханию. Поднимание рук вверх, их разведение, выправление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и прочее должны сопровождаться выдохами, которые усиливаются этими упражнениями.

Практический опыт убеждает, что дети легко овладевают дыхательным оздоровительным комплексом, являющимся подготовительным этапом оздоравливающей системы, который благоприятно влияет на общее состояние организма, укрепляет здоровье, развивает силу и ловкость, помогает бороться с недугами, усиливает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, развивает гибкость, пластичность, координацию движений. Интерес детей стимулируют имитационным характером упражнений.

Комплекс дыхательно-оздоравливающих упражнений целесообразно сделать содержанием утренней гимнастики, ввести его к занятию физической культуры.

Дыхание - важный физиологический процесс, который происходит автоматически, рефлекторно. Вместе с тем, на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и спокойным, утоляя на некоторое время и тому подобное. Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: 1 - выдох; 2 - пауза; 3 - вдох.

Эти фазы непрерывно связаны, идут ритмично одна за другой. Система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания, направлена на развитие дыхательного аппарата (его гибкости и эластичности, увеличение его объема) путем тренировки речевого и голосового аппарата (произношение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), которые согласованы с соответствующими упражнениями.

Нормальным считают дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат (все отделы легких: верхние, средние и нижние). Оно имеет название смешанное, или гармонично полное.

Также есть нижнее, или успокаивающее дыхание, среднее, или укрепляющее, дыхание, верхнее, или радостное, дыхание. Существует также особое ритмичное дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом надо идти спокойно, равномерным шагом, расслабленно, опустив плечи, а дышать надо равномерно и свободно (например, 2 шага - вдох + 2 шага - выдох).

С целью успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:

1. дышать с удовольствием, потому что положительные эмоции имеют определенный оздоровительный эффект;

2. концентрировать внимание на дыхательных упражнениях, что увеличивает положительное воздействие;

3. дышать надо медленно, это необходимо для насыщения кислородом организма;

4. выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

5. дышать носом.

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

1. принять позу и зафиксировать ее;

2. расслабиться;

3. сосредоточиться на упражнении, выполняющем его;

4. сделать глубокий вдох;

5. выполнять дыхательное упражнение;

6. отдохнуть после упражнения, изменить позу.

Основная поза во время дыхательной гимнастики - стать прямо, ноги врозь, ступни - параллельно. Найти удобное положение головы и туловища, руки вдоль туловища или левая рука - на нижней части живота, правая - охватывает грудную клетку, примерно на уровне локтя (для контроля за актом дыхания).

В основу методики проведения занятий должно быть положено использование специальных дыхательных упражнений на фоне общеразвивающих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с длительным и сильным выдохом. Этого можно достичь произношением гласных (ааа, ууу, ооо), шипящих (ш, щ, ж), в сочетании звуков (ох, ах, ух). Эти дыхательные упражнения целесообразно проводить в игровой форме (звук пчелы, самолета и т.д.). Соотношение общеразвивающих упражнений и дыхательных упражнений - 2: 1.

Нагрузку стоит постепенно увеличивать за счет роста количества повторов и усложнения упражнений.

В состав комплекса упражнений рекомендуют вводить элементы надувания резиновых игрушек, мячей (в заключительной части занятия).

Надувание игрушек и мячей нужно начинать с 3-4 вдохов, постепенно увеличивать их количество на 2-3 вдоха на каждом занятии, довести до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок вдыхал воздух лишь носом.

Дыхательная гимнастика в дошкольном и младшем школьном возрасте направлена на решение задач:

- повышение общего жизненного тонуса, закалка ребенка, противодействие его организму болезням дыхательной системы;

- развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких;

- улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

Эффективность занятий дыхательной гимнастикой значительно повышается, если дополнительно используют дыхательные тренажеры:

- стакан с водой - выдувание воздуха через трубочку (по С. Хрущеву);

- игра на дудочке, свирели (по М. Лазареву);

- фабричные тренажеры с регулировкой противодействия во время вдоха-выдоха (по В. Фролову и др.).

Положительный эффект наблюдается при использовании на занятиях звуковой гимнастики.

Дыхательные упражнения с произношением звуков направлены на активизацию метаболических процессов и клеточного обмена за счет звуковой вибрации, которая также улучшает микроциркуляцию в альвеолах, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, ослабляет мышцы бронхов, повышает эмоциональный тонус всего организма ребенка.

Во время произнесения звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи, а от них - на грудную клетку. Такой вибромассаж расслабляет мягкую мускулатуру бронхов.

Звуки произносят во время выдоха максимально долго. Продолжительность выдоха должна регулировать сам ребенок, чтобы не способствовать перенапряжению и появлению кашля.

Влияние произнесения различных звуков на организм (по М. Лазареву)

1. Звук [н] стимулирует микроциркуляцию крови в области головы. При этом ладонь одной руки надо класть на макушку головы.

2. Звук [в] стимулирует микроциркуляцию крови в области лица, гайморовых пазух. Нужно добиться ощущения вибрации в этой области. Для тактильного ощущения вибрации держать ладонь стоит на дистанции 5-10 см от губ (глаза закрыты).

3. Звук [с] стимулирует микроциркуляцию крови в области головы и шеи. Ладонь одной руки надо положить на переднюю часть шеи. Для маленьких детей упражнения можно назвать "комариком". Кисти рук поднять до плеч и, произнося звук [с], махать "крыльями" (движения руками, согнутыми в локтях).

4. Звук [ж] стимулирует микроциркуляцию крови в области грудной клетки. Это упражнение эффективно при появлении мокроты в бронхах. Ладони следует положить на грудину впереди и медленно давить на нее.

5. Звук [м] улучшает микроциркуляцию крови и обмен веществ в области грудной клетки, диафрагмы. Произнося этот звук, ладони положить на область солнечного сплетения.

6. Звук [р] придает сильную вибрацию тканям организма. Улучшается кровообращение, стимулируются различные обменные процессы, улучшается выход мокроты. Сначала звук проговаривают при расслабленном состоянии тела, выполняя мелкие движения расслабленными звеньями туловища. Можно имитировать различные механизмы (трактор, грузовик). Затем звук проговаривают с максимальным напряжением мышц шеи, рук, спины, брюшного пресса. При сердечных заболеваниях и болезнях печени это упражнение противопоказано.

7. Звуки [б] - [п] стимулируют деятельность диафрагмы, улучшают дикцию за счет тренировки губных мышц. Ладони нужно положить на живот, губы напряжены (как резиновые). Живот на каждый звук напрягают вперед, толчками. Ладонями надо контролировать толчки. Звуки на каждый выдох произносят 2 раза.

8. Звук [Т] стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дикцию за счет тренировки конечности языка, успокаивает кашель. Во время выдоха нужно кончиком языка с усилием ударять по передним зубам, проговаривая неоднократно звук [т] ("как стреляют"). На каждый звук-живот энергично напрягать.

9. Звуки [ха-ха] стимулируют деятельность диафрагмы, тренируют голосовые связки, делают голос мелодичным. Выполняют очень резкий выдох, на каждый звук — энергичное движение животом.

10. Звук [с] расслабляет дыхательные мышцы. Во время упражнения глаза необходимо закрыть. Звук проговаривают тихо, ровно, как можно продолжительнее (как волна перекатывается по песку). Это упражнение хорошо выполнять перед сном, а также-во время отдыха между физическими нагрузками.

 

 

 

 

 

Ддля занятий выбирать лишь одно упражнение. Каждое упражнение делать до трех раз. После последнего раза - очищающее дыхание.

Очищающее дыхание. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание (2-3 с). Сильными толчками выдыхать воздух через губы, сложенные трубочкой, и надувая щеки.

Голосовое дыхание. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание (2-3 с). Широко раскрыв рот, выдохнуть воздух со звуком [ха]. Затем сделать очищающее дыхание.

Дыхание, оживляющее нервы. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание (2-3 с). Напрячь руки, медленно их поднимать вверх, сжимая в кулак пальцы. Медленно выдыхая воздух, опускать руки вниз, постепенно расслабляя их. Затем сделать очищающее дыхание.

"Кузнечные мехи". Сесть скрестить ноги, туловище прямое, руки свободно на бедрах. Быстро вдыхать и выдыхать через нос до 10 раз. Затем - вдохнуть и задержать дыхание на 5-7 с, медленно выдохнуть.  Закончить очищающим дыханием.

Профилактика заболеваний. Дыхательная гимнастика для шеи и горла

1. "Кузнечик". Поцокать языком. Сначала-медленно, потом — быстрее; тихо, потом-громче. 15-30 с.

2."Ворона". Воскликнуть " кар-р-р-р!" Сделать то же самое, но не раскрывая рта; беззвучно, громко. 6-8 раз.

3. "Кольцо". Двигая кончиком языка по небу, просунуть его как можно глубже. Научиться делать это свободно, с закрытым ртом. До 30 с.

4."Сытый лев". Дотянуться языком до подбородка. 6-8 раз.

5."Научитесь зевать". Громко-беззвучно ("о-хо-хо"). При зевании улучшается кровообращение мозга. 5-6 раз.

6."Трубочка". Губы сложить трубочкой, сделать круговые движения по часовой и против часовой стрелки, дотянуться до носа, до подбородка. До 30 с.

7."Мне смешно". Перед зеркалом подмигивая себе, улыбнуться, надавливая на кончик носа, и засмеяться.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.