Уровень физической культуры личности - это комплекс качеств, способностей и состояний человека, который является необходимым и достаточным в отношении качественной реализации жизнедеятельности в соответствии с морально-этическими нормами цивилизованного общества. В этот комплекс включаются показатели физического развития, функционального состояния (работоспособности), физической подготовленности и состояния здоровья. Необходимо определять меру соотношения показателей:
состояния здоровья с трудоспособностью;
работоспособности с уровнем физической подготовленности;
уровня физической подготовленности с уровнем физического развития и тому подобное.
Это тот уровень, который соответствует индивидуальным генетически закодированным резервам здоровья (по М. Амосову)
С одной стороны, у большинства учащихся личный уровень физической культуры является достаточным в отношении качественной реализации тех видов жизнедеятельности, которые соответствуют ее особенностям.
Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно.
Рене Декарт
С другой стороны, с целью совершенствования потенциалов детей, педагогам необходимо создать такие условия, которые будут способствовать повышению показателей физической подготовленности, однако не снижают функционального уровня детского организма, что не будет влиять негативно на их состояние здоровья, то есть не навредить общему здоровью учащихся.
Согласно «Инструкции о распределение учащихся на группы для занятий на уроках физической культуры», утвержденной Приказом Министерства охраны здоровья Украины и Министерства образования и науки Украины от 20.07.2009 № 518/674 «Определение гармоничности и уровня физического развития учащихся проводится с использованием стандартов физического развития. Функционально-резервные возможности сердечно-сосудистой системы детей определяются в амбулаторно-поликлинических учреждениях медицинским работником, результаты пробы вносятся в амбулаторной карты и справки о разрешении посещения учебного заведения с определением группы для занятий на уроках физической культуры. Определение функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы проводится по пробою Руфье. Показания для проведения пробы Руфье после перенесенного острого заболевания определяет врач-педиатр или семейный врач в зависимости от особенностей индивидуального развития и течения болезни».
Программа также ставит требование: «В период с 01.09 до 01.10 каждого учебного года с целью адаптации учащихся к нагрузкам на уроках физической культуры прием учебных нормативов не осуществляется, а занятия имеют рекреационно-оздоровительный характер с умеренными нагрузками».
Но медицинский осмотр – это процесс длительный, а с учениками надо заниматься с первого сентября, не дожидаясь результатов медицинских обследований. Надо проводить уроки, выполняя принцип» Не навреди", оценивать учебные достижения учащихся. Сложностей не возникает, если учитель работает в данном классе не первый год, знает функциональные возможности каждого ребенка. Каждый год у каждого учителя есть класс, или несколько классов, в которых он работает впервые и не знает физическое состояние и уровень подготовленности детей.
В первую очередь при знакомстве с классом я провожу опрос учеников относительно состояния их здоровья, особенно с теми учениками, которые за своими антропометрическими данными не подпадают под гармонично развитых для данного возраста детей (очень маленьких или очень высоких, с лишним или недостаточным весом и т. п) внимательно изучаю приказ «О распределении учащихся на группы здоровья», тесно сотрудничаю с классным руководителем.
Уделяю большое внимание эмоциональному состоянию учеников на уроке. От того, как ученики относятся к уроку, зависит его производительность. Через учащихся с положительным отношением к физкультурно-спортивной деятельности развиваю интерес к занятиям у учащихся с негативным отношением к физкультурно-спортивной деятельности через совместную деятельность на уроке.
Разделяю класс на подгруппы по уровню подготовленности и подбираю адекватный объем нагрузки для каждой из подгрупп, помня о тех учениках, которым надо дать индивидуальные задания. Комплексы упражнений лучше всего выложить в карточках, где нужно указать дозировку, время выполнения, количество подходов, правильное дыхание при выполнении заданий. Так ученики лучше запоминают правильность выполнения упражнений.
На каждом уроке интересуюсь самочувствием учеников. Учу их слушать свой организм. Самочувствие - один из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У тех, кто занимается, плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню физической нагрузки.
Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, не должно быть ощущения головной боли и чувство переутомления.
Провожу несколько простых функциональных проб, где делается замер ЧСС. Главное, чтобы ученики очень хорошо поняли, для чего это нужно. Пульс – информативный и доступный показатель состояния сердечно-сосудистой системы. Его можно подсчитать на лучевой артерии, расположенной чуть выше запястья на внутренней стороне руки, на височной или сонной артериях, расположенных соответственно на виске или шее спереди, сбоку от гортани. Подсчитывается количество ударов за 6 секунд, затем умножается на 10 и высчитывается количество сердечных ударов за минуту.
Наиболее доступной является Проба Руфье.
Ученик должен выполнить 30 приседаний с вытянутыми вперед руками в течение 45 секунд. Школьнику предлагают самостоятельно и громко проводить счет («один», «два» и т. др.), что позволяет избежать задержки дыхания.
После 3-5 мин. отдыха, в положении сидя, у обследуемого подсчитывают пульс каждые 15с, пока не будет получено 2-3 одинаковые цифры. Полученные данные записывают в протокол, и предлагается выполнить нагрузку.
Во время выполнения пробы необходимо следить за сохранением стандартных условий выполнения нагрузки по внешним признакам утомления ребенка.
По окончании приседаний ученик садится и производится подсчет пульса за первые 15с первой минуты восстановления и за последние 15с первой минуты восстановления.
Оценку функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы проводят по индексу Руфье (Ир), рассчитываемому по формуле
где: ЧСС 1 - пульс за 15с в состоянии покоя; ЧСС 2 – пульс за первые 15с первой минуты восстановления; ЧСС 3 – пульс за последние 15с первой минуты восстановления.
Уровни функционального резерва сердца определяются с учетом пяти градаций:
менее 3-высокий уровень;
4 – 6 – выше среднего (хороший);
7 – 9 – средний;
10 – 14 – ниже среднего (удовлетворительный);
более 15 – низкий;
ЧСС - частота сердечных сокращений.
Рекомендуется также применять тест, предложенный М. Амосовым. Посчитать пульс в положении стоя, выполнить 20 приседаний в течение 30 секунд. Снова сосчитать пульс. Увеличение количества ударов меньше, чем на 25% от начального уровня – хорошее состояние сердечно-сосудистой системы, до 50% – удовлетворительное, на 75% и выше – неудовлетворительно.
Пульс в норме здорового человека ритмичный, хорошего наполнения и напряжения.
Максимально допустимые показатели ЧСС у учащихся:
для учащихся основной группы для занятий физическими упражнениями – 175-180 ударов в минуту;
для учащихся подготовительной группы для занятий физическими упражнениями - 160 ударов в минуту;
для учащихся специальной группы для занятий физическими упражнениями – 145 ударов в минуту.
Представление о функциональном состоянии дыхательной системы и о способности противостоять нехватке кислорода дают пробы Штанге и Генчи.
С помощью контрольных учебных нормативов можно определить физическую подготовленность учащихся, а именно состояние развития гибкости, силы, скорости, ловкости, выносливости.
Чтобы постоянно иметь представление о динамике развития физических качеств учащихся, мною проводится мониторинг тех или иных физических качеств. Результат на начало года и на конец, рост или снижение результата с годами. На результат влияет много факторов: индивидуальное развитие организма, качество занятий на уроках, занятия в спортивных секциях, интерес к занятиям и тому подобное.
Бывает такое, что в следующем учебном году ученик снижает тот или иной показатель по сравнению с прошлым. В большинстве таких случаев ученик нерегулярно посещает уроки, часто без спортивной формы, пассивен на уроках. Я стараюсь провести беседу с учеником, направлять его деятельность, объяснить необходимость регулярных занятий физической культурой, поощрить повышением оценки за рост результатов контрольных нормативов.
Динамические процессы реформирования отрасли «Физическая культура и здоровье» определяют необходимость систематизации концепций физической культуры в соответствии с задачами сохранения и формирования здоровья учащихся и учителей в условиях образовательной среды, установления взаимосвязей структурных компонентов здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий с содержанием физического воспитания учащихся разного возраста, определения влияния физической культуры на количество и качество здоровья подрастающего поколения, используя для этого наиболее эффективные и рациональные средства – физические упражнения.