Дыхание - важный физиологический процесс, который происходит автоматически, рефлекторно. Вместе с тем, на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и спокойным, утоляя на некоторое время и тому подобное. Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: 1 - выдох; 2 - пауза; 3 - вдох.
Эти фазы непрерывно связаны, идут ритмично одна за другой. Система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания, направлена на развитие дыхательного аппарата (его гибкости и эластичности, увеличение его объема) путем тренировки речевого и голосового аппарата (произношение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), которые согласованы с соответствующими упражнениями.
Нормальным считают дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат (все отделы легких: верхние, средние и нижние). Оно имеет название смешанное, или гармонично полное.
Также есть нижнее, или успокаивающее дыхание, среднее, или укрепляющее, дыхание, верхнее, или радостное, дыхание. Существует также особое ритмичное дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом надо идти спокойно, равномерным шагом, расслабленно, опустив плечи, а дышать надо равномерно и свободно (например, 2 шага - вдох + 2 шага - выдох).
С целью успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:
1. дышать с удовольствием, потому что положительные эмоции имеют определенный оздоровительный эффект;
2. концентрировать внимание на дыхательных упражнениях, что увеличивает положительное воздействие;
3. дышать надо медленно, это необходимо для насыщения кислородом организма;
4. выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
5. дышать носом.
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:
1. принять позу и зафиксировать ее;
2. расслабиться;
3. сосредоточиться на упражнении, выполняющем его;
4. сделать глубокий вдох;
5. выполнять дыхательное упражнение;
6. отдохнуть после упражнения, изменить позу.
Основная поза во время дыхательной гимнастики - стать прямо, ноги врозь, ступни - параллельно. Найти удобное положение головы и туловища, руки вдоль туловища или левая рука - на нижней части живота, правая - охватывает грудную клетку, примерно на уровне локтя (для контроля за актом дыхания).
В основу методики проведения занятий должно быть положено использование специальных дыхательных упражнений на фоне общеразвивающих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с длительным и сильным выдохом. Этого можно достичь произношением гласных (ааа, ууу, ооо), шипящих (ш, щ, ж), в сочетании звуков (ох, ах, ух). Эти дыхательные упражнения целесообразно проводить в игровой форме (звук пчелы, самолета и т.д.). Соотношение общеразвивающих упражнений и дыхательных упражнений - 2: 1.
Нагрузку стоит постепенно увеличивать за счет роста количества повторов и усложнения упражнений.
В состав комплекса упражнений рекомендуют вводить элементы надувания резиновых игрушек, мячей (в заключительной части занятия).
Надувание игрушек и мячей нужно начинать с 3-4 вдохов, постепенно увеличивать их количество на 2-3 вдоха на каждом занятии, довести до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок вдыхал воздух лишь носом.
Дыхательная гимнастика в дошкольном и младшем школьном возрасте направлена на решение задач:
- повышение общего жизненного тонуса, закалка ребенка, противодействие его организму болезням дыхательной системы;
- развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких;
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Эффективность занятий дыхательной гимнастикой значительно повышается, если дополнительно используют дыхательные тренажеры:
- стакан с водой - выдувание воздуха через трубочку (по С. Хрущеву);
- игра на дудочке, свирели (по М. Лазареву);
- фабричные тренажеры с регулировкой противодействия во время вдоха-выдоха (по В. Фролову и др.).