logo

Осанка – это способность человека без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильно позу в разных положениях: сидя, стоя, во время ходьбы, игр развлечений и тому подобное.

Отклонения от нормальной осанки называют нарушением или дефектами осанки. Нарушение осанки не является заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются пороговые условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Причинами дефектов осанки являются условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры ребенка. Неправильное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа, таким образом, неправильная осанка закрепляется. Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен.

Осанка у детей и подростков имеет ряд специфических особенностей

У 3-4-летних детей происходит увеличение мышечной силы и соответственно развитие функциональных навыков. Уникальное строение позвоночника позволяет туловищу сгибаться и выпрямляться благодаря скоординированной работе мышц, связок, костей. Поэтому при составлении комплексов физических упражнений для детей дошкольного возраста уделяют значительное внимание упражнениям, которые корректируют положение позвоночника, формируют правильную осанку.

Корректирующие упражнения – это упражнения, которые укрепляют мышцы туловища, выгибают позвоночник по направлению, противоположному патологическому искривлению и развивают статическую и динамическую его функции, их используют для гармонизации тонуса мышц благодаря растяжению сокращенных мышц и укреплению ослабленных мышц, укреплению всех мышечных групп.

Задачами корректирующих упражнений являются:

- предотвращение деформации позвоночника;

- формирование правильной осанки;

- содействие гармоничному физическому развитию детей.

Корректирующие упражнения используют при слабом физическом развитии ребенка, нарушениях осанки, деформации грудной клетки, плоскостопия и других отклонениях. Эти упражнения образуют основу корригирующей гимнастики.

До начала полового созревания особенно выражен поясничный лордоз. Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со сдвигом общего центра тяжести, которое происходит у девушек в возрасте 11-12 лет, а у мальчиков 12-13 лет. Именно в этот период необходимо быть особенно внимательным к ребенку, следить за осанкой. Чаще от сколиоза страдают девушки, это объясняется менее силовым физическим развитием. Чаще всего болезнь проявляется в 7-12 лет, хотя все чаще стали проявления в возрасте 4-6 лет, а иногда даже в 2-3 года.

Осанка формируется в процессе роста организма ребенка в тесном взаимодействии с развитием всех двигательных функций. Она зависит от гармоничной работы мышц, правильного положения позвоночника, головы, плечевого пояса, таза и ног. В формировании осанки значительную роль играет не только сила мышц, а также и ее равномерное развитие, распределение мышечной тяги и гармоничная работа всех мышц.

Статистика многочисленных исследований в России по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессу и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей, нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, уменьшает характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом круге кровообращения, вызывают гипертрофию миокарда правой половины сердца и еще много других отклонений и заболеваний.

В наше время установлены факторы, которые позволяют распознать прогрессирующие формы сколиоза и индивидуально выбрать наиболее рациональную технику лечения каждого больного. К ним относится – возраст проявления сколиоза – чем в меньшем возрасте выявляется сколиоз и клинически определяется прогресс деформации, тем более возможностей увеличения искривления. 

Осанка играет в жизни человека эстетическое и функциональное значение. Эстетическая функция заключается в создании красоты и гармоничных движений. Люди с правильной осанкой двигаются красиво, свободно, непринужденно. А те, кто имеет нарушение осанки двигается тяжело, неуклюже с координацией движений рук и ног. Из-за неправильной осанки нарушается работа нервной системы, поскольку в меж позвонковых отверстиях проходят многие многочисленные нервы, регулирующие работу отдельных органов и организма в целом. Неправильная осанка и сопровождающие ее болезни могут вызвать у детей психические расстройства.

Итак, осанка – это рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, которая бы учила приобретать позы правильной осанки при любых обстоятельствах. При этом учащиеся должны знать, каково значение правильной осанки, какие существуют отклонения от правильной осанки и как приобретать правильное положение тела. Демонстрируя то или иное упражнение, учитель должен наглядно убедить детей, в чем заключается преимущество правильной осанки, конкретно в ее эстетичности и целесообразности.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ребенка, которое должно проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом формы и степени заболевания ребенка.

Задачей двигательных игр (что является одной из форм лечебной физической культуры) – общее укрепление позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. Для выполнения этих задач необходимо включать в занятия игры, причем выбор игр проводится с учетом общего состояния ребенка, его физической подготовленности.

При использовании в играх корригирующих упражнений необходимо, прежде всего, принимать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, исправляя дефект осанки ребенка, не навредить его организму в другом. Так же можно рекомендовать игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхних конечностей, живота.

Для решения, хотя бы частично, проблемы сколиоза, с учетом своего практического опыта, можно порекомендовать: заниматься корригирующей гимнастикой с систематическими занятиями не менее 2-3 раза в неделю, соблюдать распределения или расстановки мебели строго по росту детей, заниматься спортивными и бальными танцами, бадминтоном, плаванием. И обязательно проводить беседы с родителями, потому что очень часто они сами не понимают всей сложности заболевания и необходимости исправления этой проблемы с помощью физической нагрузки. Надо напомнить – чем раньше выявлена болезнь, тем легче ее лечить, особенно, если речь идет о сколиозе. Сколиоз может протекать в легкой форме и впоследствии не иметь осложнений, а может и наоборот. Помните закономерность: у больных родителей рождаются больные дети!

Все сколиозы в любом возрасте, независимо от степени выраженности, необходимо лечить. Чем раньше начато лечение, тем лучше будет результат.

Лечение сколиоза состоит из трех взаимосвязанных звеньев:

- мобилизация искривленного отдела позвоночника;

- коррекция деформации позвоночника;

- стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции.

Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективны методики мануальной терапии. Сохранению достигнутой коррекции с их помощью можно способствовать лишь косвенно, за счет формирования нового статико-динамического стереотипа, адаптированного к изменениям, которые вносятся в форму позвоночника. Изменение осуществляется путем целенаправленного действия на выше-и ниже расположенные по отношению к основному искривлению звенья опорно-двигательного аппарата и регуляции соотношений тонуса связанных мышечных групп, участвующих в формировании осанки. Однако основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корректируемом положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мерами, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна.

Под коррекцией следует понимать комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий (режим дня, закаливание, гигиена мебели, питания, обще развивающие упражнения, ортопедические мероприятия), которые применяются для полного или частичного устранения нарушений опорно-двигательного аппарата. Различают общую и специальную, активную и пассивную, морфологическую и функциональную виды коррекции.

Общая коррекция включает в себя комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, которые влияют на формирование опорно-двигательного аппарата и их общее развитие. Это общеразвивающие упражнения, игры, закалка, режим труда и отдыха, рациональное питание и прочее.

Специальная коррекция предусматривает применение корректируя упражнений для исправления морфологических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Под морфологической коррекцией понимают исправление позвоночника, угла наклоны таза, асимметрии плечевого пояса, лопаток.

Физиологическая коррекция предполагает использование физических упражнений, направленных на нормализацию функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Содержанием активной коррекции является сознательное и целенаправленное использование специальных корректирующих упражнений в сочетании с оздоровительными средствами физической культуры. Пассивная коррекция – это ряд специальных воздействий, что происходит без активного участия ребенка (пассивные движения, массаж, корсеты, супинаторы, и т. п).

Комплексное использование мер коррекции является условием рациональной организации работы по ликвидации нарушений осанки у детей.

Лечебная физическая культура является одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза. Физические упражнения воздействуют на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза.

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает: лечебную гимнастику, упражнения в воде, массаж, коррекцию положением, элементы спорта.

Берегите себя и своих детей, занимайтесь простыми физическими упражнениями регулярно, и все будет хорошо!

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

ПОИСК

Яндекс.Метрика

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.