Николай Амосов (1913-2002) – известный украинский кардиохирург, автор и новатор методов кардиохирургического вмешательства. Кроме этого, Николай Михайлович изобрел систему «ограничений и нагрузок» и собственный комплекс упражнений, эффективность которого доказывает его яркая, насыщенная и долгая жизнь.
Гимнастика Амосова называется «1000 движений". Ее целью является борьба с гиподинамией и проблемами со здоровьем, прежде всего, позвоночника. Сегодня искривления и болезни позвоночника начинают возникать уже в самом юном возрасте. В комплекс упражнений Амосова включено 10 упражнений. Известный академик рекомендует их выполнять по 100 раз, но не сразу. Умножив 100 на 10 упражнений получится 1000 движений.
Для выполнения упражнений Амосова не нужна ни сила, ни выносливость. Начинать можно с 10 повторений, но каждую неделю добавляйте по «десятке».
Свой комплекс Амосов рекомендовал сочетать с ежедневной пробежкой: либо 2 км за 12 минут, либо бег трусцой, но с максимальным ускорением на последних 100м. Ускорение необходимо для увеличения частоты сердечных сокращений до 130 уд/сек, меньший показатель не принесет пользы от тренировки.
Именно с этой целью (кардиотренировки), выполняя упражнения академика Амосова, необходим максимальный темп.
Комплекс упражнений Академика Амосова
1. И. п. - о. с.
Наклоны вперед, кистями рук (ладонями) касаться пола, ноги в коленях не сгибать.
2. И. п. - о. с., руки вниз, пальцы - в кулак.
Наклоны в сторону – «насос». Наклон справа, правым кулаком коснуться правого колена по боковой поверхности, левый кулак - до подмышки. То же – наоборот.
3. И. п. - стоя, руки вверх ладонями вперед, смотреть вверх.
Сгибание рук за голову перекрестно, коснуться ладонями противоположных лопаток, наклон головой вперед-вниз, коснуться подбородком грудной клетки.
4. И. п. - ноги врозь, руки впереди в замок, ладонями наружу.
Поворот туловища направо, голова - налево, подбородком коснуться левого плеча. То же - наоборот.
5. И. п. - о. с.
Максимальное притягивание поочередно правого, левого бедра к груди обхватом руками под коленями.
6. И. п. - лежа на табурете, ноги зафиксированы.
Для данного упражнения понадобится табурет, на который необходимо лечь животом, закрепив ноги за любой предмет, подойдет кровать или кресло, и в подобном положении необходимо выполнить максимальный прогиб корпуса назад.
7. И. П. – о. с., руки опираются на спинку стула или другой предмет.
Приседания и поднимания в и. п.
8. И. п. – упор лежа в пол (диван или еще какую-нибудь опору).
Выполняются отжимания из положения лежа, при этом весь упор делается на локтевые суставы, их сгибание и разгибание.
9. И. п.-о. с.
Подскоки на каждой ноге максимально высоко.
10. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, схватиться за опору.
Поднимание ног и опускание их за голову, касаясь коленями лба.
Делайте тренировки регулярно и будьте здоровы!
Правильная осанка - ключ к здоровью ребенка
Комплекс упражнений при нарушении осанки
Комплекс корригирующих упражнений при сколиозе
Десять оздоровительных упражнений от академика Амосова
Комплекс упражнений для исправления сутулости
Коррекция плоскостопия. Комплекс упражнений
Комплекс упражнений для тренировки равновесия
Общие упражнения для физкультпауз во время продолжительной работы сидя
Ритмическая гимнастика. Комплекс упражнений
Ритмическая гимнастика по своей двигательной структуре проста и доступна для детей. В нее входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танцев. Обычно их выполнение осуществляется в ускоренном темпе и эмоционально. Каждый комплекс ритмической гимнастики состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Упражнения этой части выполняются с небольшой амплитудой.
В основной части предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Добирают их с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела.
Сначала все упражнения выполняют в положении стоя. Затем - бег и серия разнообразных прыжков. Хорошо использовать танцевальные движения. Главное, чтобы интенсивность движений этой части была выше подготовительной.
После двух-трех дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить силы, основную часть комплекса продолжают в положении сидя и лежа на полу. Такие положения очень удобны для выполнения упражнений по укреплению мышц живота, ног, туловища, рук. При этом уменьшается вертикальная нагрузка на позвоночник и верхний плечевой пояс.
Каждый комплекс заканчивают упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе (заключительная часть).
Во время гимнастики необходимо все время напоминать ученикам об осанке и дыхании.
Занятия обязательно сопровождаются динамичной и ритмичной музыкой.
Задачи:
1. Совершенствовать двигательные навыки детей.
2. Вырабатывать умение владеть телом, укреплять мышцы.
3. Совершенствовать работу органов дыхания и кровообращения.
4. Научить детей двигаться в темпе и ритме музыки (развить чувство ритма).
Комплекс упражнений ритмической гимнастики
1. И. п. - о. с., руки на поясе.
Поочередное поднимание на носок правой (левой) ноги, сгибая при этом колено.
2. И. п. - то же.
Правую руку вперед, ладонью наружу; левую руку - в сторону, левую ногу влево на носок. И. п.
То же с другой руки и ноги.
3. И. п. - то же.
1 - поворот направо; 2-3 - забрасывание голеней; 4 - и. п.; 5-8 - поворот налево, прыжки с выносом прямых ног вперед.
4. И. п. - ноги врозь, руки на поясе.
1-2 - выпад справа, руки вверх; 3-4 - и. п.; 5-8 - то же, слева.
5. И. п. - то же.
1-2 – выпад правой ногой вперед, руки вперед; 3-4 – и. п.; 5-8 – то же с левой ноги.
6. И. п. - сидя на полу.
Передвижение вперед-назад (на ягодицах) на 4 такта.
7. И. п. - упор сидя сзади.
"Велосипед" ногами (15 с).
8. И. п. - сидя ноги врозь, руки за голову.
1 – наклон к правой ноге, руки вперед; 2 – и. п.; 3 – наклон к левой ноге, руки вперед. 4 – и. п.
Повторить 6 раз.
9. И. п. - о. с., руки у груди в замок.
Прыжки, коленом правой (левой) ноги поочередно касаться кистей рук (14-16 раз).
10. И. п. - о. с.
1-2 – приставные шаги справа; 3-4 – полуприсед, хлопок в ладони; 5-8 – то же влево (6 раз).
11. И. п. - о. с.
Бег на месте с различными махами ногами (20 с).
12. И. п. - о. с.
Ходьба на месте с сочетанием движений руками и дыхательными упражнениями на удлиненный выдох.
После сна подвижность суставов ограничена. Очень полезно сделать в постели несколько элементарных упражнений, восстанавливающих подвижность суставов. Гимнастика пробуждения длится не более 5 мин., но улучшает работоспособность и настроение детей.
Вариант А
1. В. п. - лежа на спине.
Поднять выпрямленные ноги на несколько сантиметров над кроватью. Медленно увести их вместе направо, налево. Отдохнуть. Затем поднять ноги и развести в стороны. Отдохнуть. Выполнить 5-7 раз.
2. В. п. - такое же.
Поднять ноги как можно выше, закинуть их за голову, коснуться перила справа-слева от головы. Повторить 5 раз.
3. В. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, прямые, вверх.
Тянуться одновременно правой рукой, левой ногой, не поднимая их. Отдохнуть. Повторить то же самое для другой руки и ноги. Каждое упражнение выполнять по 5-7 с.
4. В. п. - лежа на животе, опираясь руками.
Согнуть ноги в коленях, выпрямить руки, поднять туловище, прогнуться, затылком тянуться к пяткам. Повторить 3-5 раз.
Вариант Б
1. В. п. - лежа на спине.
Вращение ступней в разных плоскостях. Повторить 10-12 раз.
2. В. п. - лежа на спине.
Сжатие и выпрямление пальцев рук и ног одновременно. Выполнить 10-12 раз.
3. В. п. - лежа на спине.
Посменное и одновременное поднимание рук и ног. Повторить 5-8 раз.
4. В. п. - такое же.
Потягивание, как можно больше прогнуться. Повторить 2-3 раза.
5. В. п. - лежа на животе.
Потягивание. Повторить 2-3 раза.
6. В. п. - сидя на кровати.
Медленное вращение головы в разных плоскостях. Выполнить 8-10 раз.
7. В. п. - сидя на кровати.
Наклоны туловища справа, слева, вперед. Выполнить 6-8 раз.
Это комплекс гимнастических упражнений можно выполнять, не вставая со стула во время работы за компьютером или сидя за партой в школе. Подходит для проведения физкультурных пауз на уроках.
1. Выпрямиться, отвести плечи назад и, сильно напрягая мышцы спины, свести лопатки. Задержаться в этом положении 4-6 с. Потом — расслабиться и свободно подышать.
Повторить 5 раз.
2. Выпрямиться, сделать полный выдох, втягивая живот. Задержаться в этом положении 1-2 с.
Повторить 6-8 раз.
3. Ухватиться двумя руками снизу за сиденье и попытаться приподнять себя. Задержаться 3-4 с.
Повторить 5-7 раз.
4. Сильно сократить ягодичные мышцы и за счет этого чуть подняться. Задержаться в этом положении 4-6 с. Повторить 5-7 раз.
1. Непрерывное шевеление пальцами ног, рук-до 8-10 сек.
2. Непрерывные круговые движения ногами ("велосипед") в положении сидя или лежа на спине — до 8-12с.
3. Сжатие мышц ягодиц в положении стоя, сидя или лежа на спине — 7-12 раз.
4. Сжатие мышц живота (массаж внутренних органов) в положении стоя, сидя или лежа на спине — 12-15 раз.
5. Разнообразные движения туловищем — 8-12 раз.
6. Периодические глубокие дыхательные упражнения — до 8-12 с.
7. Движения правым и левым плечом поочередно, потом - одновременно. Сжать мышцы спины, лопаток, сближая и раздвигая их. Каждый цикл повторить по 5-7 раз.
8. Наклоны головы назад, вперед — 4-6 раз.
9. Самомассаж мышц шеи, головы — до 10-15 с.
10. Самомассаж ушных раковин — до 10-15 с.
11. Сидя, опираясь на руки, приподняться над стулом, прогнуться, выпрямить грудную клетку. Повторить 3-5 раз.
Упражнения на равновесие способствуют выработке правильной осанки, координации движений. Развивают координационные способности, вестибулярный аппарат. Воспитывают смелость, уверенность, внимательность.
Весь комплекс упражнений может предоставить информацию относительно уровня развития равновесия. Он рассчитан на школьников 3-4 класса. Для учеников более старших классов можно пропорционально увеличивать время выполнения упражнений.
Нужно попробовать выполнить все упражнения последовательно. Тот, кто выполнит все 15 упражнений, может считать, что его органы равновесия функционируют отлично.
1. Носки и пятки вместе, руки на поясе, глаза закрыты – стоять до 20 С.
2. Правая ступня стоит перед левой на одной линии, руки на поясе – стоять 20 сек.
3. То же, но с закрытыми глазами – стоять до 15 сек.
4. Ноги вместе, руки на поясе, подняться на носки – стоять до 15 С.
5. То же, но с закрытыми глазами – стоять до 10с.
6. Ноги врозь, руки на поясе, подняться на носок правой ноги, левую ногу согнуть и поднять вперед – стоять до 15 С.
7. То же, но с закрытыми глазами — стоять до 10с.
8. Ноги вместе, встать на носки и выполнить пять наклонов вперед – один наклон за секунду.
9. Правая ступня стоит перед левой на одной линии, руки на поясе, выполнить 6 маятникоподобных наклонов вправо и влево – один наклон в секунду.
10. Ноги вместе, подняться на носки, голову наклонить назад—стоять до 15 с.
11. То же, но с закрытыми глазами - стоять 5 с.
12. Встать на цыпочки, выполнить 6 круговых движений головой влево – один оборот в секунду.
13. Стать на носок правой ноги, руки на поясе, выполнить 6 маховых движений левой ногой вперед и назад с определенной амплитудой – один мах за секунду.
14. Встать на носки, 10 раз быстро откинуть голову назад.
15. Стать на носок правой ноги, левую согнуть и поднять вперед, голову наклонить назад, закрыть глаза – стоять 5 сек.
У детей с ослабленным здоровьем, которые часто болеют, у которых снижена сила мышц ног, туловища, излишняя масса тела, часто возникает плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, которая выглядит как сплющивание ее сводов. Различают 5 видов плоской стопы: врожденный, рахитический, паралитический, травматический, статический.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, которые поддерживают своды стоп. Это достигается с помощью общеразвивающих и специальных упражнений, которые не только компенсируют дефекты ступней, но и корректируют их конфигурацию, повышают функциональные возможности организма.
Профилактические упражнения, укрепляющие стопы, необходимо включать в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры и др. Главное назначение корректирующих упражнений-активная пронация стопы (способ постановки стопы (пятки и свода) во время ходьбы и бега относительно центральной оси), укрепление всего мышечного аппарата стопы и голени.
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия также необходимо закалять детей, гулять с ними на свежем воздухе (в лесу, парке), бегать, прыгать, плавать, кататься на велосипеде. В теплое время года – ходить босиком в безопасных местах, играть в подвижные игры, кататься на роликах и тому подобное.
Комплекс упражнений для предупреждения плоскостопия
(Подбирать до 5 упражнений на одно занятие. Каждое упражнение выполнять 10-12 раз (до 1 мин). Стараться качественно выполнять упражнения.)
1. Разновидности ходьбы: на носках, на внешнем своде стопы, на пятках, с подогнутыми пальцами ног, с поднятыми пальцами ног.
2. Стоя, посредством сгибания пальцев ног, продвигаться по полу вперед, назад ("гусеница").
3. Стоя или сидя, попробуйте пальцами ног поднять с пола носовой платок, карандаш, скомканную бумажку или еще что-нибудь в этом роде.
4. Ходьба по предметам: палке, камешкам, маленьким мячикам, ребристой доске и др.
5. Сидя, с помощью пальцев ног снять носок, а затем — попытаться его надеть.
6. Сидя, крутить ступнями обеих ног вправо, влево, вперед, каждый раз – до упора пальцами ног в пол.
7. Сидя, попробовать "постучать" пальцами ног по полу ("игра на пианино").
Все упражнения выполняются в медленном темпе, с максимальной амплитудой и фиксацией положения тела на несколько секунд, чтобы задействовать и укрепить мышцы спины. Упражнения повторяются несколько раз.
1. И. п. – стоя, ноги врозь.
Руки завести за спину, пальцы обеих рук сжать в "замок" и максимально приблизить к лопаткам. С силой, опираясь кистями на спину, отвести локти и плечи назад, одновременно откидывая голову назад.
2. И. п. – лежа на спине, руки в стороны.
Попытаться, прогибаясь, как можно выше приподнять спину, опираясь затылком и ягодицами о поверхность.
3. И. п. – стоя на коленях, взяться руками за пятки.
Прогнуться, откидывая голову назад, вернуться в и. п.
4. И. п. – лежа на животе, ладони на затылке.
Зацепиться ступнями за определенную опору (нижняя рейка гимнастической стенки, гимнастическая скамейка и т. Поднять туловище и голову вверх-назад, одновременно разводя и поднимая локти.
Вариант: упражнение выполнять из и. п. – лежа на животе, руки прямые за туловищем в "замок". Во время поднимания туловища руками тянуться назад-вверх.
5. И. п. – сидя на стуле (скамейке), ладони на затылке.
Сильно прогнуться, откидывая голову назад.
6. И. п. – стоя спиной к стене.
Откинуть голову назад так, чтобы лбом коснуться стены.
Общий комплекс упражнений при сколиозе. В зависимости от заданий, на занятиях выполнять 3-4 упражнения из комплекса; повторять каждое упражнение 12-15 раз.
1. И. п. – лежа на животе, согнуть поднятые ноги.
Голову положить на внутреннюю сторону кистей рук. Поднять правый локоть, упруго сделать движения в стороны. То же-левым.
2. И. п. – такое же.
Приподнять грудную клетку, поворачиваясь, коснуться головой поочередно правого, левого плеча. Взгляд – к полу. Возвращаться в и. п. на выдохе.
3. И. п. – лежа на животе, правая рука - вверх, левая – вниз
Прогнуться, сделать попеременные движения руками вперед-назад, вернуться в и. п. Затем сменить положение рук.
4. И. п. – такое же, как в упражнении 1.
Прогнуться, повернуть туловище влево, вправо. Голова повторяет движения туловища. Взгляд – вниз.
5. И. п. – такое же как в упражнении 1.
Поднять вверх правую руку, сделать несколько движений назад. Изменить положение рук. Вариант: так же, но руки развести в стороны.
6. И. п. – лежа на животе, поднять руки вперед-вверх, пальцы в «замок».
Прогнуться, повернуть туловище налево, направо (под правой и левой рукой заглядывая в "окошко").
7. И. п. — такое же как в упражнении 1.
Не отрывая от пола левую ногу, отставить ее в сторону и согнуть в колене, коснуться левого локтя. Вернуться в и. п. То же – правой ногой.
8. И. п. - лежа на спине, руки прямые вдоль туловища.
Поочередно вытягивать руки как можно дальше за голову.
9. И. п. – лежа на спине, руки согнуты, кисти под головой, локти – в пол.
Повороты туловища вправо, влево.
10. И. п. – сидя, ноги врозь, руки вверх.
Круговые обороты руками с поворотами туловища направо, налево.
11. И. п. – сидя на пятках, руки в стороны, ладонями кверху.
Два упругих движения руками назад, вращение туловищем справа-слева. Вернуться в и. п.
12. И. п. – такое же.
Наклон вправо, правая рука касается пола, левая - над головой тянется вверх. Так же-слева. Руки прямые.
13. И. п. – лежа на правом боку, правая рука вдоль туловища вверх, левая - на боку; голова склонена на правое плечо. Опираясь на предплечье правой руки, поднять туловище, левую руку кверху, тянуться туловищем за ней. Перевернуться на левый бок и повторить упражнение.
14. И. п. – стоя на коленях, ноги врозь, руки вверх.
Сесть на правую пятку, лбом коснуться левого колена, левую руку вперед, правую – назад. То же – в другую сторону.
15. И. п. – ноги "калачом". Согнутая правая рука за спиной, левая - вверху.
Наклон вправо, влево, с изменением положений рук.
16. И. п. - такое же. Руки – на голове.
Наклоны вправо, влево.
17. И. п. – такое же. Руки в стороны.
Упругие повороты туловища вправо, влево.
18. И. п. — сидя на правом бедре, ноги согнуты, правой рукой опереться о пол, левая – в сторону.
Поднять таз кверху, левую руку – вверх. То же – в другую сторону.
19. И. п. – стоя на коленях, опираясь руками о пол.
Отведение поочередно правой и левой ног назад, руки вперед.
20. И. п. – стоя, ноги врозь.
Наклон вперед, руками коснуться пола. Оборот туловищем и головой направо, левую руку назад-в сторону, взгляд – на правую руку. Вернуться в и. п. Упражнение повторить в другую сторону.
21. И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища вперед-вверх.
С помощью рук продвигаться по полу вперед. Вариант – то же, сгибая правую (левую) ногу.
1. И. п. – основная стойка, руки внизу.
Подняться на носки, руки к плечам, поднять руки вверх – вдох, опустить руки вниз – выдох (3-4 раза).
2. И. п. – о. с., руки внизу.
1 – руки вверх; 2 – присесть на носки – вдох; 3 – встать; 4 – опустить руки – выдох.
3. И. п. – о. с., руки внизу.
Подняться на носки, руки поднять в стороны, пальцы согнуть в кулаках ладонями вверх (6-8 раз).
4. И. п. – лежа на спине, руки в «замке» за головой.
Поочередные и одновременные поднимания прямых ног вверх (6-8 раз).
5. И. п. – лежа на спине, руки в «замке» за головой.
Сгибание ног в коленях, подтягивание коленей к животу (6-8 раз).
6. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Одновременное разведение и сведение в стороны рук и ног (8-10 раз).
7. И. п. – лежа на животе, руки в «замке» за головой.
Поднять от пола голову, плечи, локти, с легка прогнуться, и. п. (6- 8 раз).
8. И. п. – лежа на животе, руки вперед.
Поочередные и одновременные поднимания прямых ног и рук вверх (6-8 раз).
9. И. п. – лежа на животе, руки вперед.
Поднять от пола руки, развести их в стороны, слегка прогнуться, и. п. (8-10 раз).
10. И. п. – упор стоя на коленях и локтях.
1-2 – правая рука в сторону, 3-4 – и. п., 5-6 – левая рука в сторону, 7-8 – и. п.
11. И. п. – лежа на животе, руки вперед.
Слегка прогнуться, плавательные движения руками «брасс», ноги врозь (10-12 раз).
12.И. п. – упор стоя на коленях и руках.
Спину выгнуть, прогнуть (6-8 раз).
Осанка – это способность человека без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильно позу в разных положениях: сидя, стоя, во время ходьбы, игр развлечений и тому подобное.
Отклонения от нормальной осанки называют нарушением или дефектами осанки. Нарушение осанки не является заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются пороговые условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
Причинами дефектов осанки являются условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры ребенка. Неправильное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа, таким образом, неправильная осанка закрепляется. Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен.
Осанка у детей и подростков имеет ряд специфических особенностей
У 3-4-летних детей происходит увеличение мышечной силы и соответственно развитие функциональных навыков. Уникальное строение позвоночника позволяет туловищу сгибаться и выпрямляться благодаря скоординированной работе мышц, связок, костей. Поэтому при составлении комплексов физических упражнений для детей дошкольного возраста уделяют значительное внимание упражнениям, которые корректируют положение позвоночника, формируют правильную осанку.
Корректирующие упражнения – это упражнения, которые укрепляют мышцы туловища, выгибают позвоночник по направлению, противоположному патологическому искривлению и развивают статическую и динамическую его функции, их используют для гармонизации тонуса мышц благодаря растяжению сокращенных мышц и укреплению ослабленных мышц, укреплению всех мышечных групп.
Задачами корректирующих упражнений являются:
- предотвращение деформации позвоночника;
- формирование правильной осанки;
- содействие гармоничному физическому развитию детей.
Корректирующие упражнения используют при слабом физическом развитии ребенка, нарушениях осанки, деформации грудной клетки, плоскостопия и других отклонениях. Эти упражнения образуют основу корригирующей гимнастики.
До начала полового созревания особенно выражен поясничный лордоз. Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со сдвигом общего центра тяжести, которое происходит у девушек в возрасте 11-12 лет, а у мальчиков 12-13 лет. Именно в этот период необходимо быть особенно внимательным к ребенку, следить за осанкой. Чаще от сколиоза страдают девушки, это объясняется менее силовым физическим развитием. Чаще всего болезнь проявляется в 7-12 лет, хотя все чаще стали проявления в возрасте 4-6 лет, а иногда даже в 2-3 года.
Осанка формируется в процессе роста организма ребенка в тесном взаимодействии с развитием всех двигательных функций. Она зависит от гармоничной работы мышц, правильного положения позвоночника, головы, плечевого пояса, таза и ног. В формировании осанки значительную роль играет не только сила мышц, а также и ее равномерное развитие, распределение мышечной тяги и гармоничная работа всех мышц.
Статистика многочисленных исследований в России по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессу и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей, нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, уменьшает характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом круге кровообращения, вызывают гипертрофию миокарда правой половины сердца и еще много других отклонений и заболеваний.
В наше время установлены факторы, которые позволяют распознать прогрессирующие формы сколиоза и индивидуально выбрать наиболее рациональную технику лечения каждого больного. К ним относится – возраст проявления сколиоза – чем в меньшем возрасте выявляется сколиоз и клинически определяется прогресс деформации, тем более возможностей увеличения искривления.
Осанка играет в жизни человека эстетическое и функциональное значение. Эстетическая функция заключается в создании красоты и гармоничных движений. Люди с правильной осанкой двигаются красиво, свободно, непринужденно. А те, кто имеет нарушение осанки двигается тяжело, неуклюже с координацией движений рук и ног. Из-за неправильной осанки нарушается работа нервной системы, поскольку в меж позвонковых отверстиях проходят многие многочисленные нервы, регулирующие работу отдельных органов и организма в целом. Неправильная осанка и сопровождающие ее болезни могут вызвать у детей психические расстройства.
Итак, осанка – это рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, которая бы учила приобретать позы правильной осанки при любых обстоятельствах. При этом учащиеся должны знать, каково значение правильной осанки, какие существуют отклонения от правильной осанки и как приобретать правильное положение тела. Демонстрируя то или иное упражнение, учитель должен наглядно убедить детей, в чем заключается преимущество правильной осанки, конкретно в ее эстетичности и целесообразности.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ребенка, которое должно проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом формы и степени заболевания ребенка.
Задачей двигательных игр (что является одной из форм лечебной физической культуры) – общее укрепление позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. Для выполнения этих задач необходимо включать в занятия игры, причем выбор игр проводится с учетом общего состояния ребенка, его физической подготовленности.
При использовании в играх корригирующих упражнений необходимо, прежде всего, принимать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, исправляя дефект осанки ребенка, не навредить его организму в другом. Так же можно рекомендовать игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхних конечностей, живота.
Для решения, хотя бы частично, проблемы сколиоза, с учетом своего практического опыта, можно порекомендовать: заниматься корригирующей гимнастикой с систематическими занятиями не менее 2-3 раза в неделю, соблюдать распределения или расстановки мебели строго по росту детей, заниматься спортивными и бальными танцами, бадминтоном, плаванием. И обязательно проводить беседы с родителями, потому что очень часто они сами не понимают всей сложности заболевания и необходимости исправления этой проблемы с помощью физической нагрузки. Надо напомнить – чем раньше выявлена болезнь, тем легче ее лечить, особенно, если речь идет о сколиозе. Сколиоз может протекать в легкой форме и впоследствии не иметь осложнений, а может и наоборот. Помните закономерность: у больных родителей рождаются больные дети!
Все сколиозы в любом возрасте, независимо от степени выраженности, необходимо лечить. Чем раньше начато лечение, тем лучше будет результат.
Лечение сколиоза состоит из трех взаимосвязанных звеньев:
- мобилизация искривленного отдела позвоночника;
- коррекция деформации позвоночника;
- стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции.
Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективны методики мануальной терапии. Сохранению достигнутой коррекции с их помощью можно способствовать лишь косвенно, за счет формирования нового статико-динамического стереотипа, адаптированного к изменениям, которые вносятся в форму позвоночника. Изменение осуществляется путем целенаправленного действия на выше-и ниже расположенные по отношению к основному искривлению звенья опорно-двигательного аппарата и регуляции соотношений тонуса связанных мышечных групп, участвующих в формировании осанки. Однако основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корректируемом положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мерами, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна.
Под коррекцией следует понимать комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий (режим дня, закаливание, гигиена мебели, питания, обще развивающие упражнения, ортопедические мероприятия), которые применяются для полного или частичного устранения нарушений опорно-двигательного аппарата. Различают общую и специальную, активную и пассивную, морфологическую и функциональную виды коррекции.
Общая коррекция включает в себя комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, которые влияют на формирование опорно-двигательного аппарата и их общее развитие. Это общеразвивающие упражнения, игры, закалка, режим труда и отдыха, рациональное питание и прочее.
Специальная коррекция предусматривает применение корректируя упражнений для исправления морфологических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Под морфологической коррекцией понимают исправление позвоночника, угла наклоны таза, асимметрии плечевого пояса, лопаток.
Физиологическая коррекция предполагает использование физических упражнений, направленных на нормализацию функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Содержанием активной коррекции является сознательное и целенаправленное использование специальных корректирующих упражнений в сочетании с оздоровительными средствами физической культуры. Пассивная коррекция – это ряд специальных воздействий, что происходит без активного участия ребенка (пассивные движения, массаж, корсеты, супинаторы, и т. п).
Комплексное использование мер коррекции является условием рациональной организации работы по ликвидации нарушений осанки у детей.
Лечебная физическая культура является одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза. Физические упражнения воздействуют на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза.
Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает: лечебную гимнастику, упражнения в воде, массаж, коррекцию положением, элементы спорта.
Берегите себя и своих детей, занимайтесь простыми физическими упражнениями регулярно, и все будет хорошо!
В условиях дошкольного учебного заведения детей надо учить правильно дышать, правильно двигаться, правильно пить, есть, оберегать себя, правильно расслабляться, правильно думать. Значительное место в оздоровительной и восстановительной работе должны занимать дыхательные упражнения. Кроме того, нужно планировать и проводить курсы дыхательной гимнастики для детей, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья.
Цель дыхательной гимнастики:
- научить детей правильно дышать носом;
- влиять положительно на нервную систему, на процессы обмена веществ, кровоснабжение легких; улучшать дренажную функцию легких, бронхов;
- корректировать деформации позвоночника и грудной клетки, развивающиеся вследствие частых заболеваний ребенка;
- повышать общий тонус организма;
- увеличить объем легких и восстановить полноценное внешнее дыхание.
Во время выполнения дыхательных упражнений, нужно обязательно дышать носом, а выдыхать ртом, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, которые обеспечивают глубокий выдох. Это позволит не только быстро ликвидировать Кислородный голод, который образуется вследствие интенсивной работы, но и закалять организм.
Во время проведения занятий на воздухе необходимо целенаправленно учить детей правильному дыханию. Поднимание рук вверх, их разведение, выправление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и прочее должны сопровождаться выдохами, которые усиливаются этими упражнениями.
Практический опыт убеждает, что дети легко овладевают дыхательным оздоровительным комплексом, являющимся подготовительным этапом оздоравливающей системы, который благоприятно влияет на общее состояние организма, укрепляет здоровье, развивает силу и ловкость, помогает бороться с недугами, усиливает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, развивает гибкость, пластичность, координацию движений. Интерес детей стимулируют имитационным характером упражнений.
Комплекс дыхательно-оздоравливающих упражнений целесообразно сделать содержанием утренней гимнастики, ввести его к занятию физической культуры.
Дыхание - важный физиологический процесс, который происходит автоматически, рефлекторно. Вместе с тем, на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и спокойным, утоляя на некоторое время и тому подобное. Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: 1 - выдох; 2 - пауза; 3 - вдох.
Эти фазы непрерывно связаны, идут ритмично одна за другой. Система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания, направлена на развитие дыхательного аппарата (его гибкости и эластичности, увеличение его объема) путем тренировки речевого и голосового аппарата (произношение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), которые согласованы с соответствующими упражнениями.
Нормальным считают дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат (все отделы легких: верхние, средние и нижние). Оно имеет название смешанное, или гармонично полное.
Также есть нижнее, или успокаивающее дыхание, среднее, или укрепляющее, дыхание, верхнее, или радостное, дыхание. Существует также особое ритмичное дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом надо идти спокойно, равномерным шагом, расслабленно, опустив плечи, а дышать надо равномерно и свободно (например, 2 шага - вдох + 2 шага - выдох).
С целью успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:
1. дышать с удовольствием, потому что положительные эмоции имеют определенный оздоровительный эффект;
2. концентрировать внимание на дыхательных упражнениях, что увеличивает положительное воздействие;
3. дышать надо медленно, это необходимо для насыщения кислородом организма;
4. выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
5. дышать носом.
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:
1. принять позу и зафиксировать ее;
2. расслабиться;
3. сосредоточиться на упражнении, выполняющем его;
4. сделать глубокий вдох;
5. выполнять дыхательное упражнение;
6. отдохнуть после упражнения, изменить позу.
Основная поза во время дыхательной гимнастики - стать прямо, ноги врозь, ступни - параллельно. Найти удобное положение головы и туловища, руки вдоль туловища или левая рука - на нижней части живота, правая - охватывает грудную клетку, примерно на уровне локтя (для контроля за актом дыхания).
В основу методики проведения занятий должно быть положено использование специальных дыхательных упражнений на фоне общеразвивающих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с длительным и сильным выдохом. Этого можно достичь произношением гласных (ааа, ууу, ооо), шипящих (ш, щ, ж), в сочетании звуков (ох, ах, ух). Эти дыхательные упражнения целесообразно проводить в игровой форме (звук пчелы, самолета и т.д.). Соотношение общеразвивающих упражнений и дыхательных упражнений - 2: 1.
Нагрузку стоит постепенно увеличивать за счет роста количества повторов и усложнения упражнений.
В состав комплекса упражнений рекомендуют вводить элементы надувания резиновых игрушек, мячей (в заключительной части занятия).
Надувание игрушек и мячей нужно начинать с 3-4 вдохов, постепенно увеличивать их количество на 2-3 вдоха на каждом занятии, довести до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок вдыхал воздух лишь носом.
Дыхательная гимнастика в дошкольном и младшем школьном возрасте направлена на решение задач:
- повышение общего жизненного тонуса, закалка ребенка, противодействие его организму болезням дыхательной системы;
- развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких;
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Эффективность занятий дыхательной гимнастикой значительно повышается, если дополнительно используют дыхательные тренажеры:
- стакан с водой - выдувание воздуха через трубочку (по С. Хрущеву);
- игра на дудочке, свирели (по М. Лазареву);
- фабричные тренажеры с регулировкой противодействия во время вдоха-выдоха (по В. Фролову и др.).
Положительный эффект наблюдается при использовании на занятиях звуковой гимнастики.
Дыхательные упражнения с произношением звуков направлены на активизацию метаболических процессов и клеточного обмена за счет звуковой вибрации, которая также улучшает микроциркуляцию в альвеолах, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, ослабляет мышцы бронхов, повышает эмоциональный тонус всего организма ребенка.
Во время произнесения звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи, а от них - на грудную клетку. Такой вибромассаж расслабляет мягкую мускулатуру бронхов.
Звуки произносят во время выдоха максимально долго. Продолжительность выдоха должна регулировать сам ребенок, чтобы не способствовать перенапряжению и появлению кашля.
Влияние произнесения различных звуков на организм (по М. Лазареву)
1. Звук [н] стимулирует микроциркуляцию крови в области головы. При этом ладонь одной руки надо класть на макушку головы.
2. Звук [в] стимулирует микроциркуляцию крови в области лица, гайморовых пазух. Нужно добиться ощущения вибрации в этой области. Для тактильного ощущения вибрации держать ладонь стоит на дистанции 5-10 см от губ (глаза закрыты).
3. Звук [с] стимулирует микроциркуляцию крови в области головы и шеи. Ладонь одной руки надо положить на переднюю часть шеи. Для маленьких детей упражнения можно назвать "комариком". Кисти рук поднять до плеч и, произнося звук [с], махать "крыльями" (движения руками, согнутыми в локтях).
4. Звук [ж] стимулирует микроциркуляцию крови в области грудной клетки. Это упражнение эффективно при появлении мокроты в бронхах. Ладони следует положить на грудину впереди и медленно давить на нее.
5. Звук [м] улучшает микроциркуляцию крови и обмен веществ в области грудной клетки, диафрагмы. Произнося этот звук, ладони положить на область солнечного сплетения.
6. Звук [р] придает сильную вибрацию тканям организма. Улучшается кровообращение, стимулируются различные обменные процессы, улучшается выход мокроты. Сначала звук проговаривают при расслабленном состоянии тела, выполняя мелкие движения расслабленными звеньями туловища. Можно имитировать различные механизмы (трактор, грузовик). Затем звук проговаривают с максимальным напряжением мышц шеи, рук, спины, брюшного пресса. При сердечных заболеваниях и болезнях печени это упражнение противопоказано.
7. Звуки [б] - [п] стимулируют деятельность диафрагмы, улучшают дикцию за счет тренировки губных мышц. Ладони нужно положить на живот, губы напряжены (как резиновые). Живот на каждый звук напрягают вперед, толчками. Ладонями надо контролировать толчки. Звуки на каждый выдох произносят 2 раза.
8. Звук [Т] стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дикцию за счет тренировки конечности языка, успокаивает кашель. Во время выдоха нужно кончиком языка с усилием ударять по передним зубам, проговаривая неоднократно звук [т] ("как стреляют"). На каждый звук-живот энергично напрягать.
9. Звуки [ха-ха] стимулируют деятельность диафрагмы, тренируют голосовые связки, делают голос мелодичным. Выполняют очень резкий выдох, на каждый звук — энергичное движение животом.
10. Звук [с] расслабляет дыхательные мышцы. Во время упражнения глаза необходимо закрыть. Звук проговаривают тихо, ровно, как можно продолжительнее (как волна перекатывается по песку). Это упражнение хорошо выполнять перед сном, а также-во время отдыха между физическими нагрузками.
Ддля занятий выбирать лишь одно упражнение. Каждое упражнение делать до трех раз. После последнего раза - очищающее дыхание.
Очищающее дыхание. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание (2-3 с). Сильными толчками выдыхать воздух через губы, сложенные трубочкой, и надувая щеки.
Голосовое дыхание. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание (2-3 с). Широко раскрыв рот, выдохнуть воздух со звуком [ха]. Затем сделать очищающее дыхание.
Дыхание, оживляющее нервы. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание (2-3 с). Напрячь руки, медленно их поднимать вверх, сжимая в кулак пальцы. Медленно выдыхая воздух, опускать руки вниз, постепенно расслабляя их. Затем сделать очищающее дыхание.
"Кузнечные мехи". Сесть скрестить ноги, туловище прямое, руки свободно на бедрах. Быстро вдыхать и выдыхать через нос до 10 раз. Затем - вдохнуть и задержать дыхание на 5-7 с, медленно выдохнуть. Закончить очищающим дыханием.
Профилактика заболеваний. Дыхательная гимнастика для шеи и горла
1. "Кузнечик". Поцокать языком. Сначала-медленно, потом — быстрее; тихо, потом-громче. 15-30 с.
2."Ворона". Воскликнуть " кар-р-р-р!" Сделать то же самое, но не раскрывая рта; беззвучно, громко. 6-8 раз.
3. "Кольцо". Двигая кончиком языка по небу, просунуть его как можно глубже. Научиться делать это свободно, с закрытым ртом. До 30 с.
4."Сытый лев". Дотянуться языком до подбородка. 6-8 раз.
5."Научитесь зевать". Громко-беззвучно ("о-хо-хо"). При зевании улучшается кровообращение мозга. 5-6 раз.
6."Трубочка". Губы сложить трубочкой, сделать круговые движения по часовой и против часовой стрелки, дотянуться до носа, до подбородка. До 30 с.
7."Мне смешно". Перед зеркалом подмигивая себе, улыбнуться, надавливая на кончик носа, и засмеяться.